Shit My Dad Says: Ридли Скотт в цитатах, добрых советах и обрывочных ругательствах

Редакция «Перемотки» так и не успела посмотреть фильм «Советник» Ридли Скотта, снятый по бескомпромиссному тексту Кормака МакКарти, но зато собрала самые интересные моменты, о которых можно было услышать в комментариях к другим фильмам режиссёра.


Перед большой кинокарьерой Ридли Скотт много лет работал на британском телевидении, где снимал эпизоды сериалов и рекламные ролики. Он снял знаменитую рекламу Apple, ролик Chanel No.5 и многие другие хиты. С 80-х рекламой активно занимается производственная студия, основанная братьями Скотт. Но сколько же роликов срежиссировал лично Ридли? Bloody good question. В комментариях к разным фильмам он даёт разные цифры, правда, время записи самих комментариев не совпадает с хронологией выхода фильмов:
 


2500

«Тельма и Луиза»
(1991)


2500

но скорее 1900
«Чёрный дождь»
(1989)


2500

«Бегущий по лезвию»
(1982)


1500

«Дуэлянты»
(1977)


— Это отчасти моя работа. У меня есть взгляд. Ненавижу пользоваться словом «видение», но я имею видение. Я знаю точно, что я хочу. Каждый спрашивает: «Что это за чёртов стол? Ё***я голограмма». И я думаю, что мне придётся сказать честно: «Заткните е***о». Вы можете меня запикать, если хотите. Часть работы режиссёра — это просто встать и сказать: «Это то, что я хочу. Отъе***сь». Так и есть. Сейчас-то они говорят: «О, это выглядит здорово». Но это часть работы и это не имеет никакого значения. Я обратил внимание, что не имеет значения, насколько вы опытны, у меня три, я думаю, фильма в Библиотеке Конгресса, а люди всё ещё спрашивают: «Ради чего вы это делаете?». Это действительно раздражает. Вы думаете, что я заработал право сейчас что-то сделать? Что-то иметь? Но нет. Это интересный момент в кинобизнесе. Вам постоянно кто-нибудь говорит: «Зачем вы это делаете?». И они обычно действительно неопытны или просто глупы. И вы говорите: «Я делаю это, потому что так хочу».

На съёмках теракта на рынке в Амстердаме для «Совокупности лжи» Ридли Скотт заметил, что одна из секций крыши не докрашена в чёрный цвет, о чём он с недовольством сообщил. Короткий диалог со слов сценариста Уильяма Монахэна, которого после «Оскара» за «Отступников» начали приглашать на съёмочные площадки:

— Мы исправим это на пост-продакшне!
— Нет уж, б**ть.

Ведёрко с краской, кисточка, лестница — вот и весь пост-продакшн.


«Легенда», как и «Бегущий по лезвию», не задалась с первых дней — большая часть декораций (гигантский волшебный лес) сгорела вместе с помещениями Pinewood. Да и реакция студии на первый показ «Легенды» была так себе, особенно всех поразил игравший фею Давид Беннент, которого Ридли подсмотрел в «Жестяном барабане».

— Да он же проклятый нацист, у тебя не может быть в фильме феи-нациста!
— У него совершенно прекрасный акцент, разве нет?
— Да, как у нациста!


Ридли Скотт пристрастился к табаку с восьми лет и впоследствии быстро перешёл на сигары, которые и предпочитает до сих пор. Травка — сразу нет, от лёгких наркотиков, которые внаглую курила тестовая аудитория «Легенды», его начала трепать паранойя. Но эпический сюжет фильма «Гангстер» заставил (теоретически?) пройтись по венам:

— Как бы иронично это звучало, но вы не умираете от героина как такового. Вы умираете от гепатита, передозировки, грязных игл, общих игл, СПИДа. Если у вас есть много денег и медсестра, которая присмотрит за вами, то вы можете спокойно жить и потреблять героин, как те же сигары. Но я бы не советовал. Впрочем, если иметь чистые иглы и ограничивать дозировку, то вы станете по-настоящему, невероятно зависимым. Но бедность, как правило, добивает, деньги заканчиваются. И вот вы уже живёте в каком-нибудь отвратительном месте, многократно прогоняете иглы. Однажды принимаете больше, чем нужно, и умираете. 


У Ридли Скотта есть как минимум два фильма о ксенофобии — «Чёрный дождь» и «Хороший год». Определение ксенофобии в комментариях к обеим лентам идентичное, но если в «Чёрном дожде» режиссёр напирает на разобщающую силу прессы и медиа, паразитирующих на насилии и стереотипах, то в случае с «Хорошим годом» всё на уровне соседских шуток.

— Ксенофобия. Для тех, кто не знает значение ксенофобии, то это, в двух словах, страх удалённости. И я хотел показать в фильме, что наш мир ксенофобский. Мир всегда был ксенофобским и всегда будет ксенофобским. И даже когда мы говорим, что интегрировались, то на самом деле нет. Мы до сих пор предпочитаем выбираться на наши маленькие островки культуры. Это подтекст фильма, который объясняется в диалоге, где Арчи (Панджаби) говорит «как это принято у лягушатников», что означает «как это принято у французов». Мы называем французов лягушатниками, они называют англичан ростбифами. И я не хочу говорить вам, как они называют американцев. В фильме, впрочем, мы прошлись по всем.

 

comments powered by Disqus