Солярный миф: Высокооктановая кровь, солнце и Вальгалла в фильме Mad Max: Fury Road

«Перемотка» посмотрела «Дорогу ярости» и констатирует, что визионерство Джорджа Миллера никуда не делось, а спросить у режиссёра хочется одно: как вы это делаете?

Главная премьера весны, года, последних нескольких лет не подвела. Новый «Безумный Макс» оказался ровно таким, каким представлялся по трейлерам: грохочущим, скрежещущим, безжалостным и одновременно нежным зрелищем. Подобными фильмами обычно принято пугать женщин и детей. Сейчас, конечно, в меньшей степени, чем раньше: то, что в 1979 году кого-то могло шокировать, сегодня превратилось в расхожий приём, отчасти Джорджем Миллером и придуманный. Собственно, во втором «Максе» — «Воине дороги» — более-менее и оформилась вся эта постапокалиптическая эстетика: ржавые автомобили, песок, борьба за выживание, герои-одиночки. Впрочем, несмотря на то что «Макс» в первую очередь дитя кинематографа, выросло поколение людей, в головы которых неоднородная трилогия Миллера просочился через культовую видеоигру Fallout. Вообще, переоценить влияние «Макса» на мировую поп-культуру невозможно.


Mad Max: Fury Road («Безумный Макс: Дорога ярости»)

Режиссёр: Джордж Миллер
В ролях: Том Харди, Шарлиз Терон, Николас Холт
2015

 

Не так давно дань уважения ему отдал Нил Маршалл в «Судном дне», где неслучайно появляются два персонажа по имени Карпентер и Миллер, а сам фильм предстаёт миксом из «Побега из Нью-Йорка» и «Безумного Макса», тем и прекрасным. Также самая козырная роль Мела Гибсона была отшучена в «Симпсонах» (как же без них!) в серии Beyond Blunderdome, название которой обыгрывает подзаголовок третьей части саги.

В новом «Максе» Гибсон, правда, не появляется (о чём, кстати, и не жалеет: «Это всегда была идея Джорджа, его сага. Я же просто парень, который когда-то помог воплотить её в жизнь»). Его заменил Том Харди, который, однако, не является главным героем этой истории. Все уже отметили, что фильм логичнее было бы назвать «Безумная Фюриоза», — роль первой скрипки тут отведена персонажу Шарлиз Терон.

 

С другой стороны, кажется, что главный герой этой истории даже не Фюриоза, а пустыня, бесплодная земля, только и предназначенная, что для автомобильных войн с участием невероятных тачек (круто, что создатели фильма специально для «Дороги ярости» придумали кучу новых машинок).

Говоря о «Безумном Максе», все непременно обсуждают его экшен-составляющую. Бесспорно, о ней интересно разговаривать — это грандиозное кино, одно из лучших в своём жанре, невероятно эмоционально и психологически заряженное. Автомобильная погоня на два часа с парой-тройкой перекуров. После просмотра «Дороги ярости» рука сама невольно ищет коробку передач. Хочется куда-нибудь стартануть.

Классно ещё и то, как Миллер раздаёт приветы предыдущим частям: тут и карлик, и Пальцерез (только в более зловещей роли). Жаль только, поросятам в новой серии места не нашлось. И да, конечно, свинство, что «Макса» на Каннском фестивале показывают не в основном конкурсе — абсолютно же авторское кино! Кстати, из всех франшиз, возвращающихся в этом году (на очереди ещё «Мир Юрского периода», «Терминатор: Генезис», «Звёздные войны: Пробуждение силы»), «Дорога ярости» — единственный фильм, который был снят тем же человеком, что снял оригинал.

 

Но помимо взрывов и погонь, в «Максе» также есть своё философское очарование, спрятанное за панцирем бронебойного и ураганного экшена: это очарование взросления, когда люди, отправляющееся в большое путешествие, в его финале оказываются чуточку другими. Только персонажам «Дороги ярости», чтобы понять, как они изменились, нужно пройти один и тот же путь дважды — где дорога назад в разы важнее.

comments powered by Disqus