«Перемотка» посмотрела довольно бессмысленную и вместе с тем совершенно прекрасную чёрно-белую версию «Дороги ярости».

 


Mad Max: Fury Road

Безумный Макс: Дорога ярости
Режиссёр: Джордж Миллер
В ролях: Том Харди, Шарлиз Терон, Николас Холт
2015


 

Фильм вряд ли требует какой-то особой вводной, тем более о «Дороги ярости», что «Перемотке» несвойственно, мы писали в момент выхода:

Помимо взрывов и погонь, в «Максе» также есть своё философское очарование, спрятанное за панцирем бронебойного и ураганного экшена: это очарование взросления, когда люди, отправляющееся в большое путешествие, в его финале оказываются чуточку другими. Только персонажам «Дороги ярости», чтобы понять, как они изменились, нужно пройти один и тот же путь дважды — где дорога назад в разы важнее.

 

* * *

Все вопросы относительно сумасбродной затеи с переизданием фильма отпадают, когда боевой ветеран и практически единоличный автор жанра автомобильного постапоклипсиса Джордж Миллер вспоминает об увиденной версии «Воина дороги» с вытравленными цветами. Увидел и загорелся.

Неторопливая камера Дина Семлера, молчаливый герой с пустыми глазами, скупой на краски и эмоции мир мёртвых пустынь. «Воин дороги», после выхода «Дороги ярости» ставший на полшага ближе к серьёзному академическому кино, в воображаемом монохроме выглядит как нечто среднее между классикой старорежимных американских жанровых (руки Сэма Фуллера, допустим) и ранней студийной работой Джона Франкенхаймера. То есть практически идеально, ещё уместнее режиссёрской версии «Мглы»; даже странно, что жадные умы Warner Bros. не уговорили Миллера для начала поэкспериментировать на цифровых продажах фильма почти 40-летней давности.

 

* * *

Хмурая чёрно-белая версия неистового боевика за многие и многие миллионы — это большая блажь человека, который никому ничего не хочет доказывать; ну так и сам фильм был блажью не меньшей. Находившаясяся в бесконечном препродакшне, затребовавшая с полгода изнурительных съемок, оставшаяся без Мэла Гибсона, до выхода первых трейлеров «Дорога ярости» на одних только словах казалась фантастическим провалом старого маразматика.

Мы уже видели противоударный холодильник Индианы Джонса, невнятного Оливера Стоуна и целую армию паразитирующих ремейков-сиквелов и полуперезапусков. Все эти изнурительные интервью с режиссёром о важности натурных съёмок и рекрутированной армии каскадеров были чуть позже, зато победное вещание не затыкалось вплоть до наградного сезона (и фильм без призов не остался).

 

* * *

Утверждение, что Black & Chrome представляет изначальное и бескомпромиссное видение умудрённого австралийского демиурга — несомненное лукавство. По крайней мере, для него и под него Джордж Миллер и Дин Семлер ничего специально не придумывали и планировали, и это очень заметно. Чёрно-белый блокбастер совершенно изумительно выглядит на крупных планах (кто бы сомневался), в относительно спокойных и статичных сценах (посчитайте заодно их количество), но начинает стремительно капитулировать в тех местах, за которые Миллера хвалили и хвалят даже больше положенного.

Да, в Fury Road, при всей сложной хореографии, продуманных авариях и безупречной пиротехнике довольно много графики и именно в монохроме кроме рукотворности начинают проглядываться цифровые корни фильма. И если в прокатном варианте картины все эти швы и дорисовки теряются в яростной цветовой палитре и бодром монтаже, то Black & Chrome не оставляет никаких вариантов. CGI лезет в кадр, а такой адреналиновый монтаж в монохромном, то есть по стандартам последних лет 30 либо очень старперском, либо артхаусном фильме ощущается избыточным.

 

* * *

Спустя пять лет отпали все возможные вопросы относительно расстановки фигур и акцентов в «Дороге ярости». Нужно всё-таки иметь воображение и смелость, чтобы главного героя, нерв и мускул всей серии, слегка отодвинуть на второй план и ничего при этом не потерять. Напротив, Макс Рокатански имел полноценную арку только в сумасбродном первом фильме (путь мести), превратившись в фольклорного персонажа ко второму (путь человека без имени), к третьему — почти в религиозного (путь пророка; там же и потерянный народ, и земля обетованная).

И вот в четвертой картине Миллер вновь находит идеальное место и время для своего неприкаянного героя, по-настоящему объединяя всю трилогию и сводя все личины Рокатански (человек-миф-святой) в одну. Так что уступить центральную партию Фуриосе в исполнении Шарлиз Терон в «Дороге ярости» было большой честью. Чем только собираются удивлять зрителя в заявленных сюжетных приквелах — неясно, но Миллеру удивлять не в новинку.

Надо сказать, что в чёрно-белом варианте сходства с Тарковским становятся всё менее ироничными

 

* * *

Наконец, «Дорога ярости» в любой из редакций отвечает на вопрос о важности и громкости всего одного фильма, который стоит целой режиссёрской карьеры, а то и двух. 15 лет Джордж Миллер, автор трилогии о «Безумном Максе» (будем честны — третий был невыносимым) и «Иствикских ведьм», раз в пятилетку занимался какой-то непостижимой, необязательной чепухой, при всей нашей любви к необязательной чепухе и бойкой дилогии об одном поросёнке.

Ничего не шло в параллель — по крайней мере, известно, что Миллер разминался на несостоявшейся «Лиге справедливости» и ничего толком не спродюсировал и не писал. После «Дороги ярости» Джордж Миллер вновь один из самых обсуждаемых постановщиков планеты и все зачем-то ждут этих утешительных сиквелов-приквелов, но если ещё остались в кино неизведанные территории, то кто же ещё справится с ролью проводника.

 

* * *

Полтора часа о том, как снимался самый шумный, самый сложный и просто самый-самый фильм Джорджа Миллера

comments powered by Disqus