Чудовищное недоразумение: Эбботт и Костелло встречают смерть киновселенной хорроров Universal

Четыре комедии продлили жизнь угасающего сериала о монстрах и навсегда изменили мир.

* * *

История чудовищ Universal началась в 1925 году «Призраком Оперы», но киновселенной в нашем нынешнем понимании — с переходящими из фильма в фильм героями и сюжетами — серия фильмов стала лишь в 1943-м, когда вышел первый кроссовер «Франкенштейн встречает Человека-волка». Сценарист Курт Сьодмак, вообще говоря, хотел побыстрей купить машину и насчёт идеи фильма пошутил — но продюсеру понравилось.

Можно подумать, после этого все фильмы только и были, что о встречах одного чудовища с другим, но нет. Славу первой перелинкованной серии фильмов монстрам обеспечили совсем немногочисленные «Мстители». После встречи Франкенштейна с волком вышло всего два полнометражных кроссовера, всерьёз пытавшихся быть хоррором: «Дом Франкенштейна» 1944 года и «Дом Дракулы» 1945-го.

«Дом Франкенштейна» как раз и был похож на первую фазу «Марвела»: злодейский учёный собирал команду из Дракулы, Франкенштейна и Человека-волка. Как и вся киновселенная Universal, это были довольно путаные картины, не дай вам бог попытаться уложить происходящее в общую хронологию или связать мотивации героев с предыдущими фильмами. Учёного играл прежний Франкенштейн Борис Карлофф, Лона Чейни-младшего студия не хотела подписывать младшим, чтобы принимали за старшего, на подхвате у злодея выступал горбун — не из Нотр-Дама и не Игорь, но в целом, ладно, по брендбуку. «Дом Дракулы» ко всему этому не имел приблизительно никакого отношения.

Вселенная чудищ держалась на сумятице и анархии по обе стороны экрана, без карты и рулевого, чем и была замечательна. К концу 1940-х, однако, стало ясно, что дела монстров пошли на спад. Комический дуэт Бада Эбботта и Лу Костелло, однако, всё ещё приносил Universal порядочные деньги.

В шутку или нет, но кому-то пришло в голову их познакомить — а «Перемотка» теперь ломает голову, какую ещё киновселенную стоило бы превратить в фарс.

(Все.)

 

 

1

Эбботт и Костелло встречают
Франкенштейна

Abbott and Costello
Meet Frankenstein
(1948)

Два курьера привозят в музей восковых фигур гроб Дракулы и чудовище Франкенштейна. Человек-волк пытается их остановить, но увы, поздно — граф уже пробудился и хочет заново оживить чудовище, пересадив тому мозги одного из курьеров.

Бела Лугоши играет здесь Дракулу впервые после фильма 1931 года, и делает это со всей полагающейся серьёзностью — к монстрам «Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна» относится с почтением, оставляя кривляние и словесные перепалки двум профессионалам. Те и рады: Бад Эбботт и Лу Костелло то разыгрывают уже знакомые зрителям скетчи, то отчебучивают что-нибудь новенькое, бегают от, бегают за, препираются, орут и в целом крайне неплохо проводят время, оказавшись во взаправдашнем хорроре.

Бесполезный факт: превращение Дракулы в летучую мышь рисовал не указанный в титрах аниматор Уолтер Ланц, создатель дятла Вуди.

 


Кроссовер «Перемотки»

Тим и Эрик встречают «Мстителей»

Вымышленные персонажи Энтони Руссо (Тим Хайдекер) и Джо Руссо (Эрик Верхейм) ставят свою версию «Финала»: шутку про задницу Стива Роджерса можно оставить как основу киновселенной «Марвел», остальное — под нож, и всё переделать. Щёлк!


 

2

Эбботт и Костелло встречают
Человека-невидимку

Abbott and Costello
Meet the Invisible Man
(1951)

К двум частным сыщикам приходит подозреваемый в убийстве боксёр и просит вывести настоящего убийцу на чистую воду. Пока сыщики нелепо суетятся, боксёр принимает сыворотку и становится невидимым, чтобы помочь расследованию.

Из всех четырёх фильмов, которые, признаем честно, не бог весть что, этот — самый слабый. Безотказно работавший в первой части контраст между грозно надвигающимися чудовищами и мельтешащими комиками тут сбоит не столько даже потому, что злодея элементарно не видно, сколько из-за того, что Невидимка — и не злодей вовсе. Все в фильме, конечно, делают озабоченные лица в том смысле, что о нет! сыворотка превратит его в монстра, — а она всё никак. Мало того, все следственные действия, встреча со злодейской искусительницей (с перламутровыми пуговицами) и боксёрский матч с тенью в итоге окажутся низачем: злодей просто расколется, стоит на него немного надавить.

В самом-самом конце, однако, этому фильму придёт в голову то, до чего не догадаются остальные: Лу Костелло сам превратится в невидимку, пусть и совсем ненадолго. С этого и надо было начинать же, ну. Эх.

 


Кроссовер «Перемотки»

Катя и Трикси встречают Людей Икс

Трикси Маттел и Екатерина Петровна Замолодчикова отправляются в прошлое, чтобы научить Дженнифер Лоуренс не бояться многослойного грима, и нечаянно стирают из истории картину «Тёмный Феникс».


 

3

Эбботт и Костелло встречают
доктора Джекила и мистера Хайда

Abbott and Costello
Meet Dr. Jekyll and Mr. Hyde
(1953)

Два американских копа путаются под ногами у Скотленд-Ярда, расследующего серию загадочных убийств. Поодаль маршируют суфражистки, за одной из них ухлёстывает репортёр, не зная, что на девушку положил глаз доктор Генри Джекил — и что у доктора есть сыворотка и тёмная сторона.

Чудовищный мистер Хайд, которого играют Борис Карлофф с дублёром, строго говоря, не часть пантеона Universal. Он тут как родной, конечно, но в этой киновселенной никогда не участвовал: разве что мы с огромной натяжкой включим в неё фильм аж 1913 года, снятый Independent Moving Pictures, которая вскоре объединилась с другими компаниями и превратилась в Universal Pictures. Коллизия с любовным треугольником в учреждении культуры (суфражистка по совместительству выступает в варьете), в которую оказывается втянут доктор Джекил, больше подходит Призраку Оперы — действительному члену юнивёрсаловских хорроров. Но, повторимся, чехарда и неразбериха — важные части этой франшизы, так что ничего удивительного.

Третий фильм возвращается к простым радостям, с которых началась серия: Лу Костелло по недоразумению уворачивается от монстра, при встрече теряет дар речи, а разок и сам превращается в чудище; Бад Эбботт игнорирует очевидное и строжится на коллегу, а из двух гримёрок с общей дверью выжимают весь комический потенциал, сколько его там вообще могло быть. В какой-то момент герои провидчески разыгрывают мем про Барта, Гомера и стул. На минутку выходит чудовище Франкенштейна — но всего лишь восковая фигура.

 


Кроссовер «Перемотки»

Queer Eye спешит на помощь «Лиге справедливости»

Пятеро ведущих общими усилиями учат героев DC не одеваться с ног до головы в чёрное, не играть желваками при разговоре о маме, уважать Эми Адамс и смотреть на жизнь позитивнее. Грустный Аффлек, не грусти.


 

4

Эбботт и Костелло встречают
Мумию

Abbott and Costello
Meet the Mummy
(1955)

В Египте нашли мумию со священным медальоном, который указывает путь к древним сокровищам. Два американца хотят наняться охранять мумию на пути в Америку, но вместо этого находят труп египтолога, пустой саркофаг и забытый медальон. За героями начинают охоту египтяне и алчные расхитители гробниц.

Всё-таки для фильма под названием «Эбботт и Костелло встречают Мумию» здесь прискорбно поздно и ненадолго встречают Мумию. Основную же часть картины герои по мере сил уворачиваются от вполне живых, не обёрнутых в бинты преследователей, пытаются сначала сохранить медальон, а узнав о проклятии — сбагрить его друг другу. Всё это по-своему потешно, но уже начинает приедаться — и вообще карьера комического дуэта в пятидесятые заметно сбавила обороты. На мумии приключения Эбботта и Костелло в киновселенной монстров закончатся, равно как и другие их кроссоверы: почуяв деньги, между чудовищами студия вдобавок отправила комиков навстречу пиратам, копам и Марсу.

(Нужно ли говорить, что в согласии с общим курсом на некоторую неразбериху в фильме «Эбботт и Костелло отправляются на Марс» Эбботт и Костелло отправляются на Венеру.)

Закончились и хорроры Universal, и их комические встречи с Эбботтом и Костелло, но наследие их осталось жить. Все Аддамсы, Мюнстеры, Скуби-Ду, Баффи, Малдеры-Скалли, Пегги-Фросты-Райты — все нет-нет, да оглянутся на то, как всего-то и надо было, чтобы кто-то валял дурака на первом плане, а за ним медленно открывалась крышка гроба.

Рецепт простой — но в своё время надо было до него додуматься.

 


Кроссовер «Перемотки»

Билл Хейдер и Фред Армизен встречают Dark Universe

Эпизод Documentary Now! о невероятных усилиях и упорной командной работе, которые позволили начать новую престижную киновселенную Universal трейлером, в котором из звуков были только редкие визги и всхрюкивания Тома Круза — но почему-то не настоящей мумии.


 

Бонус

Эббот и Костелло встречают
тварь из Чёрной Лагуны

Эпизод The Colgate Comedy Hour от 21 февраля 1954 года, меньше чем через две недели после премьеры «Твари из Чёрной Лагуны».

comments powered by Disqus