Вооружившись знакомым фонтриеровским раскладом «мужчина, женщина и деревья», хоррор «Без имени» занимает сторону последних — а чаща становится полноценным действующим лицом.

 


Without Name («Без имени»)
Режиссёр: Лоркан Финнеган
В ролях: Алан Маккенна, Ниам Алгар, Джеймс Браун
2016


Землемер Эрик в разгар семейного кризиса приезжает в пустующий коттедж на опушке отдалённого леса, прихватив с собой набор геодезических конструкций. В ожидании юной помощницы меланхоличный контрактник в одиночку бродит по чаще и слушает легенды о предыдущем обитателе своего нового жилища — верившем, что деревья изъясняются на собственном языке, и печально закончившем кататонией на мшистой земле неподалёку. Ночной гул ветра и раскиданные по дому рукописи о местной флоре день ото дня вселяют все больше беспокойства, однако и со скорым приездом белокурой студентки дела на лад не пойдут.

Окружающая среда с первых же секунд лесных приключений Эрика даёт знать о том, что всё видит и слышит не хуже людей. Наплывы сумерек средь бела дня, едва уловимые движения белёсых стволов и шёпот налитых зеленью травинок — всё это очевидно жесты в адрес чужестранца, но как тому на них отвечать, да и стоит ли пытаться, никто не подскажет. Под рукой только сборник чьих-то набросков со странным оттиском на переплёте, а редкие созвоны по скайпу с женой и заказчиком заставляют лишь хлопать крышкой ноутбука — когда с горестью, а когда и с раздражением.

Герметичность мира, в который занесло Эрика, а чуть позже и его подружку Оливию, играет фильму на руку. В условиях минимума персонажей природа здесь обозначается и правда чуть ли не храмом — но доподлинно определить, против она или за, хорошая или плохая, не выйдет, сколько ни пытайся. Схожий крен могло бы дать кино The Witch или ирландский же The Hallow, интересуйся их авторы чарами ботаники взамен фольклору и религии.

И тем не менее Without Name слишком уж тянет заклеймить дарк фолком. Там, где прочие режиссёры частоколом городят из статичных кадров с макушками деревьев мало что значащие перебивки, Финнеган, заручившись эмбиентом, умудряется за полчаса сшить из них живой организм с нечёткой мотивацией, ничуть не менее мифический, нежели кикиморы и банши. Впрочем, бог с ним с лесом: дыхание сырых почв и интригующее поведение деревьев будут захватывать ровно до того момента, как один из героев не решит ни стого ни с сего достать кулёк с грибами-психотропами, — ну а дальше уж только держитесь, вингардовская «Ведьма из Блэр» встречает «Поле в Англии».

 

В пятилетней давности коротком метре Foxes
Финнеган насылал на тихий пригород поголовье рыжих зверей,
но в куда более интересном для фауны Without Name
места не нашлось не то что лисам — даже несчастной гусенице

 

Несмотря на крайне безнадёжный расклад (галлюциногены поверх личного ада), Финнеган ближе к финалу берёт на удивление просветляющую ноту, отчего и без того интеллигентное кино кажется ещё более изящным. Минуя по пути взрывную калейдоскопичную бэд трип секцию — за которую Уитли или, допустим, австралиец Хьюит могли бы как минимум похлопать по плечу, — фильм в конце концов выходит на полянку, где ютится взявшийся в кои-то веки за ум Гильермо дель Торо.

Нерв Without Name кажется натянутым между двумя полюсами: авторской завороженностью лесными массивами и образами персонажей, оказавшихся в изоляции. Еле видные бэкграунды каждого из героев сложной химией наслаиваются на магию ирландской чащобы, где-то на ум лезут русские писатели, сочинявшие книжки про живность и зелень, а где-то и популярные мексиканские режиссёры. Как и всякая tone poem, кино Финнегана может сработать на ком угодно и как угодно, а потому без опаски советовать его можно разве что фанатам посидеть в беспокойстве и печали.

 

comments powered by Disqus