Эван+Луиза: Амальфитанское побережье, античные тайны и биогенетика в романтической фантастике Spring

После несколько спорных ближневосточных вампиров «Перемотка» посмотрела гораздо более примечательный фильм с любовью и всякой мерзостью — «Весну» Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда.


Spring («Весна»)
Режиссёры: Джастин Бенсон, Аарон Мурхед
В ролях: Лу Тейлор Пуччи, Надя Хилкер, Франческо Карнелутти
2014


Перед тем как умереть от рака, облысевшая мать Эвана успевает пошутить про цветы и открытки, словно испугавшись того, что в памяти сына ничего не останется. Однако невысокий молодой парень с видом британского хулигана и без этого помнил слишком многое, чтобы нечаянно не прослезиться при незнакомцах. Алкоголь, кабачные потасовки, сочувствующий приятель-бородач — ничего не спасает, превратить скорбь во что-нибудь оптимистичное оказывается не так просто, в связи с чем потрёпанный жизнью калифорниец принимает решение улететь куда попало, главное — подальше и прямо сейчас.

В первый раз случай решил, что это будет Италия, во второй — подбросил двух весёлых туристов, которые сначала угостили пивом, а чуть позже посоветовали прокатиться в сторону живописного побережья. На третий раз стечение обстоятельств предложило Эвану любовь, блуждающую в красном платье по вымощенным плиткой пешеходным закоулкам. Тот сдуру согласился.

Джастин Бенсон и Аарон Мурхед познакомились на практике в продакшн-компании Ридли Скотта

«Если мы видим, что у нас получается оммаж, то делаем всё наоборот», — такой формулировкой Аарон Мурхед обозначает один из главных творческих приоритетов, имеющий отношение и к Джастину Бенсону, товарищу, с которым ему два года назад удалось придумать фильм Resolution и вот совсем недавно — Spring. В самом деле, если на проекты дуэта и клеить записки со сравнениями, то по обе стороны от слова meets, вероятнее всего, будет стоять что-то такое, отчего захочется протереть глаза. Первый фильм о паранормальщине в индейской резервации был забавным упражнением в том, как вывернуть копеечный триллер наизнанку, Spring же оказался неожиданным ответом на вопрос, куда направить мамблкор, если не хочешь быть ни Сванбергом, ни Баумбахом, ни кем-то ещё.

Пока милая болтовня знакомит Эвана и Луизу друг с другом, а зрителя — с ними обоими, в шприцах на полу и оккупировавших всё вокруг ящерах и гусеницах начинает просвечивать нехорошее. Кино, в первые полчаса казавшееся безобидной туристической прогулкой, заявляет о том, что содержит серьёзную тайну, рискуя в каждый следующий момент обернуться чем угодно. Примерно тем же принципом руководствуется целая куча хорроров, но в Spring имеет место многовекторность: предложенный сценарный расклад, не представившись сходу чем-то конкретным, способен свернуть хоть в угрюмый слэшер, хоть в комедию нравов — и здесь не угадаешь. Глядя на то, как поцелуи за секунду раскрывают бутоны местной флоры, как разноцветные глаза Луизы рифмуются со странным деревом, где одну ветку делят лимон с апельсином, подозревать во всем биохимию приходит на ум в последнюю очередь, но в случаях с femme fatale всегда стоит быть осмотрительнее.

Тем, кто читал макьюэновский роман «Утешение странников», может показаться, будто бы Винченцо Натали сделал то же самое, и поэтому кино Splice теперь выглядит именно так, но зачем-то называется по-другому. Изящные амальфитанские улочки в конце концов приводят Эвана к своеобразной трактовке идиомы «Любовь слепа», а фильм — в область изобретательного creature feature. При этом путешествие в сердце тьмы выстилается не напряжением, не игрой с ритмом — исключительно диалогами; например, об оливках, кроликах или порочности имени Кристал. И когда мнения Эвана и Луизы относительно всего такого прозвучат вслух, их бесшумно накроет магией.

Следующим проектом молодых американцев должен стать байопик об Алистере Кроули, и на этот раз запланировано сотрудничество с телевидением

Spring — это фильм, который не кричит, не шепчет, и поэтому, как и каждая история без экстремумов, рассказанная ровным, внятным, но немножко непривычным голосом, имеет неплохие шансы сыграть роль колыбельной. Провинциальный колорит — пляжи, кондитерские, музеи и церкви с ощутимым отпечатком античности — вполне может отразиться апатией, романтика и волшебство — вещи сами по себе спорные, а местным персонажам легко предпочесть Итана Хоука и Жюли Дельпи из трилогии Ричарда Линклейтера. Ведь они не обсуждают ДНК и стволовые клетки — сразу аккумулируют жизненный опыт. Ко всему прочему предрелизный трейлер, обещавший морбидную жуть, слишком обманчив и сбивает с толку на раз-два, но Бенсон и Мурхед от природы привыкли хитрить. Изображения физиологических мутаций и всех остальных атрибутов тёмных жанров здесь призваны работать не столько на саспенс, сколько на сам рассказ, что, в общем-то, решение не самое популярное.

Строго говоря, Spring — это королевство непопулярных решений. Прописанные изначально реплики могут звучать естественней сымпровизированных. Для того чтобы быть умным фильмом, необязательно воротить нос от иллюстраций к книжкам Лавкрафта. Шутки про Бэтмэна в грустные моменты — выгодные. Держа всё это у себя в головах, американцы умудряются закончить своё приключение многоточием так, словно никаких Эвана и Луизы никогда и не было.

comments powered by Disqus