Пересмотр: «Прометей» Ридли Скотта в вопросах и ответах

Редакция «Перемотки», потакая своему праздничному настроению, решила пересмотреть главный рождественский фильм прошлого года — «Прометей» Ридли Скотта — и ответить на его самые важные вопросы. Почему, например, Бог не любит скверных стариков и роботов.

Если «Прометей» это торжество и праздник, то праздник льющейся крови, сюжетных недосказанностей, гневных зрителей, грандиозных декораций, а также намеренных и не совсем религиозных аллюзий. В фильме действительно есть изображение распятого ксеноморфа, действие «Прометея» происходит в Рождественский день и в наличии невозможное зачатие, а Ридли Скотт держал в уме, что в его вселенной Христос — скорее всего прибывший для наблюдения за человечеством Инженер

Добраться до второго просмотра сил хватило только сейчас, но зато с кислотой в крови, двумя дорожками комментариев — одна с голосом Скотта, другая с оправданиями сценаристов — и несколькими часами дополнительных материалов, впечатляющих не меньше сцены аборта с вылезающим из чрева кальмаром. Из-за своей сюжетной перекрученности, создаваемой монтажом таинственности, общей неидеальности и амбициозности «Прометей» чуть ли не единственный блокбастер последних лет, которому хочется провести торжественную, подробную аутопсию.

Следующий фильм режиссёра — библейский эпик про Моисея и вот вокруг него, а не вегетарианского и экотеррористического, как утверждают рецензии на сценарий, «Ноя» Аронофски, развернутся главные интернет-баталии.

Кто виноват?

Кино — это коллективное творчество, но основная часть вины всегда ложится на режиссёра и продюсеров. Сценарист Джон Спэйтс пришел на собеседование в компанию Scott Free ещё не предполагая, что ему предложат написать сюжет для приквела одной из самых известных космических киновселенных. Заканчивавший работу над «Робином Гудом» Ридли Скотт присутствовать на встрече не смог, но его весьма впечатлили так и не экранизированные работы Спэйтса — например, сценарий амбициозного сай-фая Passengers, на который вроде бы нацелился Киану Ривз. 

На тот моменты ни кинокомпания 20th Century Fox, ни Ридли Скотт не знали, о чём вообще можно снять новый фильм про ксеноморфов после пяти продолжений1 «Чужого» с концепциями самого разного уровня дикости. Весь каркас сюжета с поисками Бога по заданным Скоттом направлениям придумал именно Спэйтс, уже через несколько недель после начала работы режиссёр представил наброски сценария в офисе Fox и получил полное одобрение. Тогда же Скотт засел с двумя группами дизайнеров, под его тотальным контролем придумавшими визуальную оболочку «Прометея», от ретроскафандров со шлемами полного обзора до облика Инженеров, выглядящих как обвалявшиеся в муке античные культуристы. Когда студия всё-таки соблаговолила пригласить автора оригинальных ксеноморфов Ганса Гигера для работы над картиной, Ридли Скотт даже не нашёл, куда пристроить его болезненные рисунки и просто показал художнику новые подходы к его классическим образом. Это, судя по всему, чуть ли не единственная попавшая в фильм работа Гигера:

1 С серией AvP приходится считаться, хотя и не хочется

В какой-то момент продюсеры посчитали, что сценарий «Неназванного приквела „Чужого“» должен привести в чувства опытный и звёздный автор, с этого момента в проект вступил впоследствии затравленный публикой Дэймон Линделоф. И он действительно из более-менее ровного и продуманного сценария с помощью топора Элизабет Шоу (Нуми Рапас) сделал кровавую кашу, но опять же, кто его призвал из лостовского дыма и для каких целей — вопрос к Инженерам студийного производства, свою-то работу по вымарыванию ряда находок Спэйтса он выполнил. Скотт хотел вычистить следы чужих из сюжета и сделать фильм страшнее, ведь в тексте Спэйтса присутствовал полный зоопарк ксеноморфов, но читался он скорее как очень масштабный богоборческий сай-фай. Даже слишком масштабный: Спэйтс совершенно не ограничивал себя, одним росчерком отправляя героев на марсианские базы или целые терраморфированные долины. Кроме того, режиссёру подходила необъяснимая любовь Линделофа к тайнам и недосказанности, он, как будет видно уже по «Советнику», устал всё проговаривать и решил сосредоточиться на том, что же именно зрители в фильме не увидят. В довершении к тому, с чем бесстрашно боролся Ридли Скотт, но так и не заборол, Линделоф намеренно переписал «Прометея» из научно-фантастического фильма в подростковый слэшер с излечимыми жанровыми опухолями  — учёный раскуривает марихуану через респиратор скафандра и тут же умирает, незащищенный секс под воздействием алкоголя приводит к ещё более кошмарным последствиям, чем беременность или ЗППП.

Скотт и Гигер

Сам Ридли Скотт, имеющий богатую и неприятную историю взаимоотношений с компанией Fox, в этот раз получил карт-бланш и зачем-то, как он считает, постарался угодить молодому зрителю — включив доморощенное, полюбившееся живым классикам 3D и нездоровое желание перекормить экшн-сценами. Какие-то недуги мог вылечить фирменный раздутый монтаж режиссёрской версии, но ещё до премьеры Скотт заявил, что вот эти выходящие вскоре два часа и есть самый полный фильм, в удалённых сценах и концепт-артах ковыряйтесь сами. Второй частью он горел целый год и даже в комментариях к фильму подтверждает, что к Нуми Рапас с практически пекинповской головой в сумке ещё вернётся. Мы бы не отказались от ремейка Black Hawk Down, в котором армия пергидрольных Майклов Фассбендеров с винтовками и огнемётами наперевес сжигает самозванный Рай любителей ставить генетические эксперименты. Правда, потом Ридли с удовольствием потратил деньги на сценарий Кормака Маккарти, добрался до Библии, запланировал ещё парочку эпиков, а ведь ему уже 76 лет и делать стальных людей природа пока не научилась.

Что делать?

Ждать, когда в следующий раз у кого-нибудь хватит яиц сделать большой фильм космических ужасов или хотя бы сай-фай, в котором обойдётся без образов наивных туземцев и злых колонистов.

Почему Прометей?

В комментариях ожидающий скорого линчевания Линделоф немного переигрывает с намеренным уничтожением своей персоны, но, надеемся, не в шутку утверждает, что это он придумал окончательное и действительно крутое название для фильма. Всё понятно без каких-либо нудных подсказок: название корабля, древнегреческий миф, и совсем уже разжёвывающий момент — снятая в рамках рекламной кампании речь Уэйланда (Гай Пирс) для псевдоTED, в которой он как раз упоминает титана и огонь. Другие варианты, коими подписывалась каждая новая редакция сценария: Paradise, Tomb of the Gods, Alien: Engineers, LV-426, Alien 01: Genesis. Скотт первое время ругался с Линделофом, считая Prometheus слишком претенциозным и сложно выговариваемым, но в итоге сдался. 

Это Земля?

Нет. Для пролога Скотт тщательно выбирал локации и заставил команду художников стереть всю пышную растительность из кадра, заглушить тона и вклеить грозный небосвод. Все эти манипуляции понадобились, чтобы создать образ первозданной планеты. Одежда и церемониальность, с которой Инженер теряет собственную жизнь для создания совершенно новой, говорит о том, что вся раса глубоко религиозна и, вероятно, сама находится в поисках своего создателя (или уже нашла его). 

В съёмочном сценарии Линделофа пролог был длиннее — во-первых, жертвующего собой Инженера провожают другие, вероятно, более влиятельные члены группы, а, во-вторых, они разговаривают между собой на протоязыке. Ридли Скотт снял и полный вариант, но в найденной на Blu-ray удалённой сцене почему-то нет диалогов и обнаружить их можно, изрядно покопавшись в гигантском фильме о фильме Furious Gods: The Making of Prometheus.

В тех версиях, что писал Спэйтс, вместо распития чёрной жижи Инженера поджидали заживо поедающие его насекомые, которые затем кусали первобытных людей и таким образом вносили изменения в ДНК. То есть таинственная высшая раса не создавали жизнь на планетах, а изменяла и форсировала развитие уже существующей в рамках гигантского эксперимента. Что несколько логичнее для последующих событий фильма и экспериментальной жидкости, которую Инженеры должны были отправить первым скорым на Землю для её уничтожения, но им помешали сюжетные недосказанности.

Почему Уэйланд согласился финансировать экспедицию?

Конечно, умирающий глава гигантской корпорации готов был отдать что угодно для получения секрета вечной жизни. И высшая раса, предположительно, создавшая людей, могла бы ответить на его вопросы. Тем более, что Уэйланд ставил себя на один уровень с Инженерами (см. почему Инженер напал на Дэвида). 

Но это далеко не всё — в редакциях Спэйтса учёные Шоу и Холлоуэй (Логан Маршалл-Грин) во время личной встречи2 убеждали Уэйланда профинансировать их исследование, и выяснялось, что под прицелом корпоративной разведки давно находится не только планетоид LV-223, но и их продолжительные изыскания в области внеземных цивилизаций. Впрочем, у Спэйтса самый богатый человек на свете не собирался тайно лететь вместе с экспедицией в поисках Святого Грааля с чёрной жижей внутри — эта идея проросла во время бесед Скотта и Линделофа.

Изначально Уэйланд, как и его последователи во всех фильмах про ксеноморфов, планировал перехватить передовые инопланетные технологии, для чего на корабле в криогенном сне ждала своего выхода группа опытных наёмников с тяжёлым вооружинием. Заодно подробный питчинг научного исследования спасал от необходимости давить зрителя целыми экранами мелко написанного текста, в котором бы объяснялась суть работы Шоу и роль Weyland Industries в мире будущего. 

Огрызки этого эпизода стали основой  вирал-ролика Quiet Eye

В зависимости от версии сценария встреча проходила в Амстердаме будущего, на терраформируемом Марсе или же на космической станции Уэйланда

ЧЕМ LV-426 ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ LV-223?

Спэйтс писал прямую предысторию «Чужого», поэтому события его сценария разворачиваются на планетоиде LV-426, куда через много лет прилетит Эллен Рипли. LV-223 придумал Линделоф, перед которым стояла задача уйти как можно дальше от наследия знаменитого франчайза, и в комментариях он отвечает, что между двумя небесными телами разница только в цифрах. Но, во-первых, и цифры эти неслучайны — LV-223, как уже давно раскопали фанаты, отсылает к третьей книге Торы, Левиту 22:3:

Скажи им: если кто из всего потомства вашего в роды ваши, имея на себе нечистоту, приступит к святыням, которые посвящают сыны Израилевы Господу, то истребится душа та от лица Моего. Я Господь.

Во-вторых, на LV-426 произошло крушение инопланетного корабля с опасным грузом, в то время как на LV-223 построена целая сеть пирамид, которые, вероятно, используются для терраформинга. Пирамиды не были придуманы специально для «Прометея», а взяты из тех идей Гигера, что при съёмках «Чужого» зарезали по финансовым причинам. Один из финалов, придуманных Спэйтсом, — все строения на LV-223 начинают подавать световой сигнал, тёмный экран, титры. 

Зачем Дэвид смотрит чужие сны?

Сновидения занимали достаточную часть сценария Линделофа и он, к примеру, безуспешно предлагал Ридли Скотту, минуя кадры с космосом и летящим судном, сделать прямой переход от успешных раскопок в пещере к видениям Шоу о своём отце (один съёмочный день Патрика Уилсона), чтобы ещё больше размыть границы реального в фильме. Дэвид (Майкл Фассбендер) со вшитым в его искусственный интеллект любопытством енота-полоскуна подсматривал сны и других членов экипажа, но что важнее — так он следил за состоянием находящегося на борту Уэйланда. В одной из версий сценария для общения с находящимся в «заморозке» хозяином существовала специальная система виртуальной реальности. 

Ридли Скотт в своих комментариях демонстрирует фирменную озабоченность мелочами, которые никому не нужны. Технологию анабиоза в «Прометее» он объясняет через развитие знаний о физике низких температур и работе мозга, требующего, как и мышцы, постоянной тренировки. В данном случае в качестве упражнений выступает сон, образы для которого подбираются задолго до путешествия.

«Лоуренс Аравийский»?

Скотт и Линделоф обожают фильм Дэвида Лина, они передали эту любовь Уэйланду (см. TED), а через Уэйланда она досталась по технологическому наследству Дэвиду. Скотт также объясняет, что у находящегося на борту длительного путешествия робота-дворецкого был миллион часов свободного времени, за которое он самостоятельно изучил культурные достижения цивилизации и выбрал то, что ему понравилось больше всего. Линделоф сравнивает страсть Дэвида походить на Питера О'Тула со своенравными айподами — внутренне все модели роботов одинаковые, меняются цвета корпусов и чехлы. 

Темнокожий капитан по имени Янек?

Или Джанек. Сценарист Джон Спэйтс представлял Янека русым, бородатым славянином, но Ридли Скотту в образе морского волка в кепке представлялся Идрис Эльба, которого он разглядел в сериале «Прослушка» и сразу же пригласил в своего «Американского гангстера». Придумывать новое имя не стали, that's all.

С Янеком связана достаточно интересная удалённая сцена, в которой капитан приходит с кружкой рома в каюту к одетой в один халат Викерс и рассказывает, что раньше он служил в армии и видел, как военным пришлось стереть с лица земли химическую лабораторию, в которой производились эксперименты и создавалось биологическое оружие. Случайное заражение, эпидемия, коробка с серой кнопкой и вспышка со взрывной волной на многие километры. После эпизода с Холлоуэем он предлагает Викерс сделать тоже самое на LV-223, сдуть ядерным ударом корабль Инженеров вместе со всеми этими пирамидами. Серая кнопка, с немалым надрывом. Почти как история про паровозик из «Майора Пэйна». Где-то в этой же сцене прячется солдатский героизм Янека, берущего на таран круассан3 Инженера.

3 К кораблю инженеров приклеилось названия бублик или подкова, но по мнению Скотта, это круассан

Зачем ГАЮ ПИРСУ СТАрческий грим?

В первоначальных версиях и даже съёмочном сценарии была, по крайней мере, одна большая сцена с молодым Уэйландом, но всё, что осталось от этих идей, — уже упоминавшаяся фейк-конференция TED. То есть образ Уэйланда создавался на возрастном контрасте, а в результате задротская область интернета крутила пальцем у виска. 

Почему команда не знала о том, куда и зачем она летит?

В расширенном диалоге Янека и Викерс капитан корабля выражает свою полную незаинтересованность целью экспедиции. Ему платят — он не задаёт ненужных вопросов, это же, очевидно, касается и других членов экипажа. Оба сценариста в комментариях помалкивают, но экспозиция перед самой высадкой на LV-223 материализовалась только потому, что из сценария ранее удалили сцену беседы Шоу, Холлоуэя и Уэйланда. То есть объяснение вводной и околонаучной части сюжета не уничтожили, а просто перенесли, избавившись от дополнительных декораций и добавив в фильм витиеватой линделофовской логики.

Почему они сняли шлемы внутри пирамиды?

Момент не менее странный, чем флейта Инженеров или гигантская голова в церемониальном зале, придуманная Скоттом незадолго до съёмок. Во всех сценариях и даже в превизе всего фильма участники экспедици не нарушали технику безопасности, какие бы высокие показатели ни давало оборудование внутри пирамид. Мелкая, но неприятная вольность, вероятна, выросла из жуткого неудобства работы в шлемах (см. бонус-трек).  

Для Линделофа это цитирование сцены из «Контактов третьей степени» Стивена Спилберга, где герой Ричарда Дрейфуса снимает противогаз, не будучи полностью уверенным в своей правоте и безопаности. Холлоуэй это делает, потому что верит, а Ридли Скотт хотел сделать из него сорвиголову с X-games

почему файфилд и милбёрн такие БЕЗМОЗГЛЫЕ?

Чудовищная деградация Файфилда (Шон Харрис) и Милбёрна (Рейф Сполл) росла с каждой новой версией сценария, и странно, что у этих персонажей вообще есть имена, а у отца Шоу его, например, нет. Изначально они не были учёными (как и почти весь экипаж) и терялись в пирамиде из-за того, по разным причинам остались без картографического оборудования. Затем они случайно пропускали нужный поворот из-за своих споров. И вот сейчас это самые беспросветно тупые учёные даже по низким критериям не вдающихся в детали блокбастеров.

Печально знаменитой атаке мутировавшей змеи предшествовала вырезанная сцена, в которой по-детски восхищённый Милбёрн на глазах у экспедиции обнаружил первый внеземной организм сложнее бактерии — червя. Спэйтс также объяснял неосторожность биолога его верой в непроницаемость и защиту скафандра, не расчитанного на воздействие неизученных концентрированных кислот. Файфилд же стал жертвой сценарных талантов Линделофа, превратившего трусливого панка-учёного в героя подросткового слэшера, совершающего главный жанровый грех — он курит травку. Спэйтс и Скотт, впрочем, были довольны этой юмористической зарисовкой. 

Зачем Дэвид заразил Холлоуэя?

На предвосхищающих заражение сценах Линделоф начал тяжело вздыхать, и его можно понять. На момент записи комментариев фильм ещё не вышел в прокат, а сценарист уже догадывался, за что ему будут многоэтажно хамить в твиттере. Слегка объяснить поведение Дэвида должна была сцена, в которой он путешествует по сну-подсознанию ещё находящегося в криогенной заморозке Уэйланда. Раскалённый пляжный песок, Дэвид встречает незнакомку и с ней на водном мотоцикле отправляется на гигантскую яхту Уэйланда, где тот выглядит как загорелый Гай Пирс без старческого грима и в ходе беседы требует от своего искусственного «сына» сделать всё, что в его силах. Всё, что остановит его скорую и неумолимую смерть. Не имея знаний о свойствах найденной в пирамиде чёрной жидкости, Дэвид решает испробовать находку на лабораторных крысах — членах экипажа.

В Дэвиде не заложены законы робототехники Азимова или жёсткие директивы Робокопа, он не принимает людей, за исключением Создателя, как равных себе и изначально видит гибельность и бессмысленность экспедиции. В рекламном ролике Happy Birthday David также утверждается, что Дэвид готов выполнять задачи, которые лицемерными людьми оцениваются как аморальные. То есть заразить он мог кого угодно, но под эксперимент в бытовых условиях попал именно Холлоуэй после того, как на вопрос о личных границах дозволенного он ответил, что для достижения цели пойдёт на всё. Кроме того, оба сценариста не сильно напирают на робофобию, агрессивно демонстрируемую Холлоуэем и Викерс по отношению к Дэвиду, но для режиссёра «Бегущего по лезвию» это очень важный момент, и в его глазах Дэвид, очевидно, не так безразличен к происходящему вокруг и отношению людей.

Почему Уэйланд держал своё присутствие в секрете?

Если бы не беспощадная гонка за двухчасовым хронометражом фильма, присутствие Уэйланда на борту «Прометея» не было бы секретом, по крайней мере, для зрителя. После пробуждения из криосна Викерс спрашивает у робота, все ли пережили полёт, подразумевая, конечно же, своего отца, а в двух удалённых сценах Дэвид и Викерс (Шарлиз Терон) говорят о том, что нужно разбудить старика. Для него же установлен расчитанный исключительно на мужчин медпод.

По логике Линделофа, команда могла согласиться на долгосрочную миссию, не зная даже её целей, так зачем им знать о чьём-то присутствии на корабле, а Уэйланду — привлекать к себе лишнее внимание.

Как Файфилд добрался до «Прометея»?

Возвращение мутировавшего Файфилда объясняется обидной потребностью сценаристов и Ридли Скотта накачать фильм экшном, хотя за пару секунд до атаки зомби-панка в фильме была одна из самых жутких и напряжённых сцен прошлого года — роботизированный лазарет вскрыл живот Элизабет Шоу, вытащил из него кальмара-алиена и зашил строительным стэплером вскрытую лазером плоть (в Furious Gods Скотт как раз выбирает жёсткий, механический звук для скоб). Куда уж больше. Интересно здесь то, что Ридли, как и для многих сцен с сппецэффектами, снял две версии сцены: одну с гримом и вторую с полностью компьютерным Файфилдом, у которого от мутации по алиеновской моде раздулась голова. Скотт выбрал первый вариант. 

ФЛЕЙТА?!

Один из самых странных и красивых моментов фильма — включение внутренних систем корабля Инженеров с помощью флейты — не прослеживается в скриптах, не проговаривается в допах, о нём молчит в своих комментариях Ридли Скотт. Эта сцена слегка ввела в ступор Спэйтса, и даже доктор Анил Билту, отвечавший в фильме за язык Инженеров, не видел упоминания флейты в съёмочном, с правками Скотта, сценарии. 

почему инженер напал на Дэвида?

Хватит и того, что опасный груз и так предназначался землянам, никакого смысла в локальном милосердии не было. В комментариях Ридли Скотт поясняет, что проснувшийся Инженер узрел никчёмных существ, которые на переговоры с Ним и вовсе отправили робота, дешёвую копию копии. В расширенной сцене встречи Инженера и Уэйланда совсем другие, более впечатляющие интонации: вместо попытки диалога и отрывания головы здесь полноценный диалог, ну, и без отрывания никуда. Уйэланд уже без помощи переводческих талантов Дэвида объясняет, зачем ему нужно бессмертие:

«Ты видишь этого человека? (указывает на робота) Моя компания создала его из ничего. Я создал его по своему образу и подобию, чтобы он был идеальным и никогда не потерпел поражения. Я это заслужил, потому что ты и я, мы стоим выше. Мы создатели. Мы боги. А боги не умирают».

И уже затем следует наглядная демонстрация, кто здесь бог. Зачем Ридли Скотт обрезал эту сцену и многие другие с участием Инженера(ов)? В противовес логике фильма, где высшая раса представлена не как божественная, а скорее как биотехнологическая, он хотел создать зловещий и слабо поддающийся анализу образ. Там, где оказалось мало даже Линделофа, помог верный жёсткий монтаж.

В текстах Спэйтса уже заражённый и спасающийся в криосне Инженер мстит людям за то, что они, а не спасательная группа, разбудили его и тем самым обрекли на смерть от чёрной жидкости. 

Почему инженеры хотят уничтожить человечество?

Ридли Скотт и Дэймон Линделоф обещают ответить на этот вопрос в сиквеле, над которым на данный момент не работает ни один из них. Среди популярных версий — Инженеры ставили новый эксперимент, испытывали химическое оружие (медленное и неудачное), исполняли волю собственных создателей. И именно этот вопрос, в отличие от ничего не стоящей тайны космического жокея из первого «Чужого», крепко держит весь фильм за обе ксеноморфовские челюсти ровно до тех пор, пока на него не ответили в продолжении. 

 

БОНУС-ТРЕК

Нуми Рапас рассказывает о том, как здорово играть в здоровенном шлеме:



Линделоф рассказывает, что в детстве считал «Бегущего по лезвию» продолжением «Чужого», а Скотт в определённый момент действительно хотел объёдинить в «Прометее» своё наследие в жанре фантастики. Как вариант — роботизированному командиру охраны Уэйланда могли дать лицо Роя Бэтти (Рутгер Хауэр). В фильм не влезли многие идеи и целые книжки концепт-артов, но по-настоящему скоттовская армия дизайнеров расстроилась, когда режиссёр передумал насчёт Хауэра. 

comments powered by Disqus