Редакция «Перемотки» продолжает ностальгические экскурсы в жанр «Кровь, кишки и видео». Десяти фильмов нам показалось мало — вот ещё столько же, с одним читерским заходом в нынешнее тысячелетие, потому что мы не смогли проигнорировать фильм с таким количеством сносок в подзаголовке.

 

«Невозмутимый» с Брайаном Босуортом 1991 // Stone Cold

В 91-м «Невозмутимый», страшно дорогой и несусветный, сделал бы честь любой звезде кровавых боевиков, зачатой в буйные 80-е — хоть Сигалу, хоть Ван Дамму. Но у футболиста Босуорта харизмы оказалось меньше, чем у близнецов-культуристов по фамилии Пол: его кинокарьера началась и более-менее закончилась боевиком с бюджетом на остальные девять наименований этого списка (впрочем, в третьих «Неудержимых» его позвали). Ладно, нет достаточной киногеничности, зато есть всё остальное. Пока другие мстители из народа и копы-под-прикрытием массово резали локальную оргпреступность и утоляли голод по японской экзотике с красочными, во всю спину татуировками, Босуорт зачем-то вслед за Сталлоне полез к отгремевшим своё байкерам. Те в дьявольских руках Лэнса Хенриксена, упоительно играющего в самом откровенном шлаке, превратились из двухколёсных хулиганов в настоящую секту со впечатляющими ритуалами и галлонами пролитой крови. В кульминационной экшн-сцене (не спрашивайте) наряженный в пастора Хенриксен не спускает палец с курка, невозмутимый герой не тушуется и с помощью мотоцикла сбивает вертолёт.

Важная примета эпохи — по сюжету у Босуорта есть домашний варан (!), которого он вслух наставляет на путь настоящего мужчины и поэтому кормит пастой из чипсов, банансов, «сникерсов», куриных яиц, ещё бог знает чего, и соуса табаско.

А какой трейлер, у студии явно были планы на звезду футбола:

 

«Гайвер 2: Тёмный герой» с Дэвидом Хэйтером 1994 // Guyver: Dark Hero

Спец по эффектным тварям Стив Ванг редко вылезал из мастерской Стэна Уинстона для демонстрации режиссёрских амбиций, зато всегда вылезал шумно и с грохотом. Он в итоге снял два главных экшн-переживания кассетного детства, вот это и, к сожалению, чуть хуже состарившийся «Драйв» с высокоскоростным Марком Дакаскасом. С «Гайвером» ситуация из ряда вон. После первой части, нелепой и совсем уж детской, Ванг тщательно законспектировал всю разгромную критику и ко второму фильму превратил откровенный кэмп в каких-нибудь «Могучих рейнджеров», по недосмотру снятых Дэвидом Кроненбергом. Экранизация манги заметно прибавила в физиологических подробностях — получившие гайверовского локтя инопланетные гады начали обильно харкать кровью, под громкий хруст в кадре полетели первые конечности. Но что важнее, между сценами смачной декапитации Ванг целенаправленно упирается камерой в интерьеры корабля пришельцев, задаваясь теми же вопросами, что и Ридли Скотт 18 лет спустя. 

 

«Синий лёд» с Майклом Кейном 1992 // Blue Ice

Из фильмографии Рассела Малкэхи можно вслепую собрать отдельный выпуск — в 90-е австралийский клипмейкер стремительно разбазаривал свои немногие таланты и уже к третьей-четвертой картины от гипнотических кадров «Кабана-секача» или «Горца» не осталось ничего; голая механика, склейка за склейкой. «Синий лёд», который должен был стать продолжением потухшей франшизы о циничном разведчике Гарри Палмере, но стал очередной прорехой в карьере Майкла Кейна, — из той же категории полуживого, ненужного девяносточного кино. Фундаментальная разница между «Льдом» и мусоровозом того, что не попало в список, в том, что у Малкэхи выплевывают дурные диалоги и кривляются исключительные люди. Обилие разнокалиберных звёзд, как правило, портит любое страшно серьёзное кино, действительно паршивое от этого только крепнет. Минуте на двадцатой Шон Янг отработанными движениями скидывает с себя платье, в середину фильма разгневанной росомахой вваливается Боб Хоскинс и расстреливает в кадре абсолютно всё живое, под конец парада заявляется Иэн Холм, не оставляющий сомнений в том, кто дёргает за кровавые ниточки вторичного шпионского сюжета. А что Майкл Кейн? Для начала он держит именной бар и отлично готовит.

 

«Плачущий убийца» с Марком Дакаскасом 1995 // Crying Freeman

На фоне остальных засечек из списка дебютный фильм француза Ксавье Ганса, снимающего раз в пятилетку и недавно отметившегося каким-то сказочным барахлом, потянет если не на кондовый артхаус, то на кино вызывающе эстетское. И всё эти рапиды, изощрённые мизансцены и романтическая поволока без малого 20 лет спустя кажутся не достижениями, но глубокими морщинами — «Плачущий убийца» необратимо и местами неприятно состарился, истрепался. Он, в отличие от безобидных одноклеточных боевиков с Гэри Дэниэлсом, требует терпения и куда большей снисходительности. Зато закаменевший, превратившийся в статую Дакаскос — редкий герой боевика, которого слёзы только красят.

 

«Беовульф» с Кристофером Ламбертом 1999 // Beowulf

«Беовульф» — пример безнаказанной смены регистров и тем, характерной как для всего десятилетия, так и для репертуара отдельно взятой палатки с видеокассетами. Англо-саксонская поэма, рассказанная через стимпанк и постапокалипсис, группу Prodigy и кинофильм «Блэйд»; в титульной роли борца с нечистью — выкрашенный в неестественный белый Кристофер Ламберт. На пятой минуте герой под какой-то страшный электронный заруб метелит вразнобой одетых реконструкторов, ещё, вероятно, не очнувшихся от лютого рейва и требующих новых жертв. С помощью автоматических арбалетов и нехитрых гаджетов он прорывается к прокажённому замку, под композицию God is God коллектива Juno Reactor и позёрские ракурсы въезжает в него. В замке орудует ублюдочный Грендель и его мать, сбежавшая из особняка Хью Хефнера, — оба заслуживают наказания и получат его сполна, кажется, под Fear Factory. В роли Кайры, оказывается, Рона Митра — 15 лет назад в памяти зафиксировалось только декольте. 

Вызывающе плохой фильм, глаз не оторвать. 

 

«Кукольный полицейский» с Тимом Томерсоном 1991 // Dollman

Выстрел из бластера, и вот уже нет подонка — его разорвало на куски. Этот бластер единственный в своём роде. Равно как и его хозяин — полицейский с планеты Артурос Брик Бардо (Тим Томерсон). (На заметку: планета Артурос находится на расстоянии 10 000 световых лет от Земли и из космоса похожа на Марс). За некоторое время до того, как Бардо разрядил обойму, антагонист — говорящая голова по имени Спруг (Фрэнк Коллисон) — сказал полицейскому, что у него есть бомба-хана, и на своём звездолёте устремился в бегство. В погоню за головой — тоже на звездолёте — бросился и Бардо, но в космосе оба попали в энергетический излом и были вынуждены совершить посадку на Земле, которая, по информации бортового компьютера, оказалась на 61% больше их родной планеты. Будучи практически лилипутами в чужом мире, скоро пришельцы узнали, что они попали в Южный Бронкс, где в людей стреляют как дышат. Вызволив из лап местных бандитов социальную активистку Дебби (Камала Лопес), Брик стал гостём в её доме. Спруга же нашёл главарь местных бандитов, авторитет с автоматом Брэкстон (Джеки Эрл Хейли) и согласился помочь говорящей башке, если та отдаст ему бомбу-хану.

В пересказе сюжет «Кукольного полицейского» выглядит дикостью. Что ж, не меньшей дикостью он выглядит и на экране — один из лучших людей на свете людей, гаваец Альберт Пьюн за то и любим, что может не моргнув глазом снять дичайший трэш про то, что рост не имеет значения. Сделает он это так изобретательно и чертовски бодро, что захлебнёшься от восторга, а фильм потом разберёшь по кадрам — благо, он идёт недолго, всего 1:15.

 

«До крайнего предела» с Анной Николь Смит 1995 // To the Limit

Утерянный и прекрасный жанр порнографического боевика (см. также «Не называй меня малышкой»), испытывающий нынче дефицит мощных пассионариев: ну правда, место Памелы Андерсон, Анны Николь Смит и Эрики Элениак («В осаде») так никто толком и не занял.

«До крайнего предела» Рэймонда Мартино — своего рода сиквел его предыдущей работы, «Войны Фрэнка Да Винчи» с Джои Траволтой (старшим братом Джона Траволты) в роли ветерана вьетнамской войны, который мстит убийцам своей сестры на гражданке. В «До крайнего предела» Фрэнк тоже есть, но его выгодно оттеняет Анна Николь Смит (настоящее имя — Вики Линн Хоган), в которую, кажется, был влюблён режиссёр Мартино. Он снимает её со всех возможных ракурсов (преимущественно голой и с оружием). Потом вместе они ещё сделали не менее порнографичный «Небоскрёб» (местами почти дословно цитирующий первого «Крепкого орешка») и фильм с завораживающим названием «Секреты Анны Николь Смит», отмеченный характерной возрастной маркировкой 18+. А в 2007-ом (в год выхода картины «Инопланетянки-нелегалы» со своим участием) актриса и звезда журнала Playboy умерла. Говорят, от передозировки антидепрессантов.

 

«Лоулесс*» с Кевином Смитом** 2001 // Lawless: Dead Evidence

* Нет, не Люси
* Также известен как «Бюро сыска»
** Другим, не тем

Джон Лоулесс (Кевин Смит, Арес из «Геракла») — полицейский под прикрытием. Из-за этого его личная жизнь трещит по швам (жена говорит, что больше так не может), а знакомые нарики оказываются ближе, чем друзья-копы. Однажды Джона подставляет начальство — в полном соответствии с названием фильма, которое одновременно фамилия главного героя и «беззаконие» по-английски. Герой оказывается между молотом и наковальней, и положиться может только на девушку по имени Джоди Кин (Анджела Мари Дотчин). Девушка очень хочет стать полицейской, но ей не дают такой возможности, так что она хватается за Лоулесса, как за соломинку.

«Лоулесс» — новозеландский телебоевик с кучей приятных людей из «Удивительных странствий Геракла» и «Зены — королевы воинов» (откуда же ещё в Новой Зеландии актёров брать). Компанию Кевину Смиту, как уже была сказано, составляет Анджела Дотчин, которая стала известна не столько благодаря «Зене» и «Гераклу», сколько «Мастеру на все руки», где она зажигала с Брюсом Кэмпбеллом, — был такой дочерний проект у Роба Тэйперта и Сэма Рэйми, помимо всяких «Молодостей Геракла» и «Клеопатры 2525». Тут же она выступает с трагически погибшим в 2002 году Смитом, и их экранная пара так блистательна, что глаз не оторвать.

У «Лоулесса» есть два продолжения (Lawless: Dead Evidence и Lawless: Beyond Justice), в которых Джон и Джоди открывают собственное детективное агентство. Обнаружить эти фильмы всё равно, что обнаружить пару не виданных до этого серий «Геракла» — острое, ни с чем не сравнимое удовольствие. В общем, какие, к чёрту, детективные трилогии «Красный райдинг» и «Драйлебен», если есть «Лоулесс»!

 

«Танкистка» с Лори Петти 1995 // Tank Girl

Культовое кино по комиксам Алана Мартина и Джейми Gorillaz Хьюлетта. «Танкистка» выходила в том же издательстве, что и другая брутальная фифа Barb Wire — в Dark Horse.

На Земле после падения метеорита ощущается дефицит жидкости, и в этом постапокалиптическом мире панкушка на танке объявляет войну корпорации «Вода и власть», которая хочет установить монополию на жидкость. Панкушку Ребекку Бак играет Лори Петти (влюблённая в Киану Ривза сёрферша из «На гребне волны»), её подругу Джет — Наоми Уоттс. Также в роли антропоморфного кенгуру появляется рэпер Айс Ти. Другим немаловажным героем этой истории является прокачанный танк, у которого с Ребеккой установился эмоциональный контакт.

Периодически действие (которое не останавливается ни на секунду) перемежается кадрами из оригинального комикса. А в начале ленты Лори Петти выходит в образе Алекса из «Заводного апельсина» (и это, понятно, не случайно — роль главного злодея в «Танкистке» досталась Малкольму Макдауэллу). Режиссёр фильма Рэйчел Талалай («Кошмар на улице Вязов — 6: Фредди мёртв») после этой картины завязала с большим кино и ушла делать сериалы, чем и продолжает заниматься до сих пор.

Бонус: вырезанные сцены из «Танкистки»

Оригинальная концовка: часть 1, часть 2

 

«Робокоп-3» с Робертом Джоном Бёрком 1993 // RoboCop 3

Третий «Робокоп» считается «позором джунглей», главной парией великой франшизы и, в общем, совершенно зря. Формально эта часть, конечно, уступает футуристическому боевику Пола Верхувена и жесточайшей мясорубке Ирвина Кершнера — но только формально. Изначально «Робокоп» был картиной о потерях: человеческого тела, естественного образа жизни, семьи. В заключительной части режиссёр Фред Деккер присовокупил к этому и потерю единственного друга робота-полицейского — его напарницы (Нэнси Аллен). Но потеряв всё, офицер Алекс Мерфи вдруг нашёл новых друзей и под вечную музыку Бэзила Поледуриса, разъярившись, стал мочить преступников направо и налево: в том числе и токийских роботов-самураев. Фильм провалился в прокате, Фред Деккер после этого ничего не снимал, кинокомпании «Орион», занимавшейся дистрибьюцией картины, всё было по барабану: она до этого благополучно обанкротилась, так что релиз ленты задержали на два года.

Впрочем, недавно прошла информация, что Деккер вместе со своим университетским корешем Шейном Блэком («Смертельное оружие», «Последний бойскаут») сделает сиквел «Хищника» (их предыдущей коллаборацией был славный полукомедийный хоррор «Взвод чудовищ»). Что же, тем лучше: пора Деккеру слезть со скамейки запасных.

comments powered by Disqus