С двумя неизвестными: Триллер The Stranger ищет виновных, вынеся преступление за скобки

«Перемотка» советует обратить внимание на достойное возвращение австралийской бригады Blue-Tongue Films, прошлогодний слоубёрнер The Stranger с выдающимся актёрским дуэтом Шона Харриса и Джоэла Эдгертона. Это не то чтобы полновесный триллер, но фирменный австралийский жанр крайне хмурого, напряжённого кино о состоянии (злого) духа.

Отдельно рекомендуем не читать официальный синопсис и не смотреть трейлер (очень хороший, его можно отложить на потом), но держать в голове, что в «Незнакомцах» имеется одно ДТП и одна машина тревожно сгорит где-то посреди пустоши. Этим исчерпывается весь экшн прекрасного в своей свинцовой, насупленной монотонности двухчасового фильма. Страница The Stranger на IMDb при этом пестрит зрительскими отзывами в духе «Ого, на Netflix реально кино завезли!».

О сюжете же достаточно знать то, что озирающийся по сторонам Шон Харрис знакомится в автобусе с таким же очень сомнительным персонажем. Дальше сюжетные рельсы поведут вас в сторону не Чака Паланика, а какого-нибудь страшно минорного и всё же запоминающегося выпуска «Криминальной России».

 


 

 

The Stranger

Незнакомцы
Режиссёр: Томас М. Райт
В ролях: Джоэл Эдгертон, Шон Харрис, Джада Альбертс, Кормак Райт
2022


 

 

В официальном портфолио Blue-Tongue Films картина Томаса М. Райта отсутствует — возможно, это связано с глубиной погружения в продакшн и кооперацию с другими студиями или с какими-то другими формальностями. Тем не менее, The Stranger идеально ложится на выбор проектов и суровый, предельно сухой стиль творческого объединения, правда, со своими особенностями.

Самый успешный «выпускник» BTF Джоэл Эдгертон давно хотел поработать с Райтом, постановщиком в театре и фактурным актёром второго плана в кино. В частности, он предлагал ему роли в своих личных проектах, но их пути постоянно расходились. Дошло уже до того, что Райт успел снять свой первый полнометражный фильм, хтонический австралийский байопик Acute Misfortune с Дэниэлом Хеншэллом из Snowtown в главной роли. Посмотрев картину, Эдгертон сразу же пообещал больше не звать Томаса на роли второго плана, но обязательно спродюсировать под его несомненные режиссёрские таланты новое кино.

 

 

Потенциальный проект нашёлся стремительно — Эдгертон купил права на дотошный тру крайм The Sting за авторством криминальной журналистки Кейт Кириаку и предложил Райту адаптировать непростую книгу для большого экрана. Райт до последнего отказывался, его пугал материал и необходимость погружения в него, однако, придумав для себя комфортный творческий подход, он согласился.

Из истории, тоже не то чтобы безумно кровожадной по нынешним людоедским временам, но бесконечно мрачной и попросту мерзкой, Райтом было выведено за большие жирные скобки абсолютно всё насилие. Австралийские соседи по жанру — Animal Kingdom Мишо, Snowtown  Курзеля, Chopper Доминика — не только комментируют насилие и его природу, они этим же насилием преисполнены. Райт же вместо этого предлагает зрителю безжалостную оззи-верию душевного тарантиновского хэнгаут-кино напополам с серьёзным процедуралом. Угрюмые серые пустоши и кромешная тьма помещений, замогильный саундтрек, обманчиво пустые разговоры и два малоприятных героя в машине, один из которых — сам дьявол.

 

 

 

Вместо трейлера хорошей подготовкой к The Stranger может быть прослушивание заглавной темы, вариациями на которую пронизан весь фильм

 

Из-за таких лютых вводных главным в фильме становится уже не концепция, а то, как блестяще The Stranger сделан. Не просто кромешная тьма — Томас М. Райт вместе с оператором Сэмом Чиплиным штудировали работы Гордона Уиллиса и Конрада Холла и смогли в чужих тенях прощупать нужный им баланс между эстетикой и напряжением. Потому в маленьком оззи-триллере так много не от соседей по жанру, а от визуальных шедевров Klute Алана Пакулы и In Cold Blood Ричарда Брукса полувековой давности.

Не просто попытка в хэнгаут-кино — великий Шон Харрис на пике своей формы, и подыгрывает ему человек-хамелеон, человек с лицом из толпы Джоэл Эдгертон, который обладает талантом тупо растворяться в кадре и не быть при этом пустым местом. На втором и третьем плане парад австралийской брутальной фактуры с прекрасной Джадой Альбертс в качестве исключения: максимально протокольные, гнусные рожи и просто люди, изрядно пожёванные жизнью.

 

 

На такой тихий и компактный фильм нашлось и несколько реально ударных сцен. И это не только эпизоды с ночным кошмаром или сожжением машины. Ключевая сцена в отеле, куда вела вся эта пустая мужская болтовня и якобы лишние куски сценария — конечно, высший пилотаж и очень крепкая режиссёрская работа. Равно как и очень плотные последние 10 минут, собранные одним монтажом Дэвиду Финчеру на зависть.

В одном из интервью Томас М. Райт объясняет, что у Австралии богатая история знаменитых преступников и громких преступлений. Насилие так плотно вплетено в современную историю континента, что ни один режиссёр, музыкант или писатель не может пройти мимо. Так вот, The Stranger — это попытка терапии, которая, правда, по старой австралийской традиции приносит не успокоение, а желание почаще оглядываться по сторонам.

 

 

comments powered by Disqus