В российский прокат вышла «Исчезнувшая» Дэвида Финчера, поднявшая новую волну кинокритического зуда от того, что лучший коммерческий режиссёр Голливуда вместо по-настоящему великих фильмов раз за разом талантливо экранизирует какой-то палп. «Перемотка» заглянула в несостоявшуюся фильмографию режиссёра и не обнаружила в ней великих-великих картин — всё то же грандиозное барахло.

Финчер никогда не пытался найти свой фильм в гарантированных номинантах на «Оскар». Человек несоразмерной вредности и приверженец кровавой диктатуры на съёмочной площадке, он всегда снимал только те проекты, на которые ему выписывали затребованные творческие гарантии. А уж будет там человек стареть наоборот или же тучному насильнику начнут мстительно вбивать вибратор в задний проход — вопрос скорее техники и числа потраченных дублей.

 

Torso

 

В 2006 году Дэвид Финчер вписался экранизировать комикс Torso Брайана Бэндиса и Марка Андрейко, основанный на шумном деле кливлендского мясника. Неустановленный потрошитель оставил после себя двенадцать обезглавленных жертв (точное число, как и в случае с Зодиаком, установить невозможно; говорят, что и все сорок) и чуть не погубил карьеру законника Эллиота Несса. После поимки Аль Капоне агента министерства финансов отправили зачищать от кровавой накипи Кливленд, город греха на уровне тогдашнего Чикаго. Местные казнокрады и гангстеры не выскользнули из клещей Несса, зато это удалось кучно работающему серийному убийце. Комикс, разумеется, идёт путём муровского From Hell и предлагает альтернативный итог разыскных мероприятий.

Каждый американский режиссёр обязан поставить важное кино о Великой депрессии, не отвертелся даже снимающий про молодых бездельников Линклейтер. Финчер же, понимая, в какую долговую яму он залез, единожды сняв успешный фильм про маньяка, пообещал выкрутиться опасной для проката чёрно-белой эстетикой и позвал Мэтта Деймона на роль Несса. Paramount в который раз отказали с астрономическим бюджетом (фигурировала цифра в 100 млн.), и сегодня проект находится в руках куда более спокойного Дэвида Лоури, режиссёра криминальной драмы Ain't Them Bodies Saints.

Монохромный Fincher vision на примере клипа Джастина Тимберлейка

 

Двадцать тысяч льё под водой

 

Многомиллионная экранизация Жюля Верна для корпорации Disney — один из тех немногих проектов Финчера, что цинично зарубили не в переговорной, а прямо перед спуском на воду. Власти Австралии предоставили натуру и обещали какие-то невообразимые налоговые льготы, съёмки утвердили на весну 2013 года, в главной роли то ли Брэд Питт, то ли Ченнинг Татум. Разумеется, в вымученном 3D. Сначала ради танковой «Ярости» ушел Питт, а потом, не договорившись насчёт актёрского состава, сбежал и Финчер — нового режиссёра ищут до сих пор.

В свежих интервью режиссёр пояснил, что мечтал снять гигантский приключенческий фильм про Осаму бин Немо, восточного террориста, который на полном ходу берёт на таран капиталистические ценности Запада. Студию устраивал и подобный экстрим, и приглашенный сценарист Эндрю Кевин Уокер («Семь»), но не Татум, вместо него режиссёру планировали насильно впихнуть Криса Хемсворта. Потенциальные кандидаты Дэниэл Крэйг и Мэтт Деймон, в свою очередь, благоразумно отказались от роли квази-индуса и 140 съёмочных дней с человеком, который даже уличную массовку терроризирует десятками дублей.

Интересно здесь не то, что при всем жлобстве Disney с радостью выписывает горы денег на чудовищный неликвид («Джон Картер» и этот, как его, «Одинокий рейнджер»). Нет, студийные бюрократы вполне серьёзно пытались обсуждать с Финчером седьмой эпизод «Звёздных войн». Постановщик решил, что в этот раз обойдется переговорной.

 

Чёрная дыра

 

Экранизация непростого комикса «Чёрная дыра» (уровень сложности — «Хранители») о беспечной половой жизни подростков и последовавших за ней кроненберговских мутациях тела и духа активно разрабатывалась и до появления на горизонте Дэвида Финчера. С ним она скорее заглохла — дуэт Нила Геймана и Роджера Эвери полировал сценарий под не самого требовательного Александра Ажу. Финчер же привык открывать дверь с ноги и, ненадолго получив контроль над проектом, истребовал со сценаристов десять разных вариантов уже готовой рукописи. Дуэт тут же самоустранился, потом отношения Финчера со студией Paramaunt испортились окончательно, и экранизация умерла, но всего на пару лет. Сегодня права на комикс отошли студии Plan B, которой владеет Брэд Питт, так что Финчер в деле.

К слову, занятный короткометражный фильм по мотивам «Чёрной дыры» снял Руперт Сандерс, режиссёр «Белоснежки и охотника»; до недавнего времени Аттикус Росс приходился ему шурином.

 

Джеймс Эллрой

 

С Джеймсом Эллроем, цепным псом американского детектива, режиссёра связывает не только бескомпромиссность взглядов и хлёсткий цинизм, но и два проекта — один несостоявшийся, а один, хотя кого они обманывают. На заре нулевых Финчер планировал снять несомненно затратный минисериал по мотивам «Чёрной орхидеи», первой и не самой удачной книги из цикла «Лос-Анджелесский квартет», основанного на реальных историях полицейской коррупции и кошмарах винтажного города ангелов. Проект стремительно рассыпался с уходом Марка Уолберга, бюджетообразующей звезды сериала. Вместо «Орхидеи» Финчер потратил несколько лет на «Зодиака», названного Эллроем одним из лучших американских фильмов в истории. Эта же взаимная любовь, вероятно, стала основой для нового, безымянного пока что криминального сериала Эллроя и Финчера на мощностях канала HBO. Не надо радоваться — это HBO, руководство канала рубит многообещающие пилоты чаще, чем отсекают головы в «Игре престолов». Баумбаху и Бигелоу определённо есть, что рассказать о питчинге The Corrections и The Miraculous Year.

В ухабистой биографии Эллроя есть немало предпосылок к творческой фиксации на нераскрытых преступлениях и зверское, оставшееся безнаказанным убийство Элизабет Шорт — лишь одна из многих обсессий автора. Он же прошелся по семье Кеннеди в альтернативной версии убийства президента, которую предлагает его безжалостный «Американский таблоид». Роман «Чёрная орхидея» в 2006 экранизировал Брайан Де Пальма, сработавший на механике своих же «Неприкасаемых», но спустя 20 лет сплоховавший, кажется, во всём

 

Манкевич

 

Самый необычный фильм из списка — долго и безуспешно разрабатываемая Финчером чёрно-белая биография легендарного голливудского сценариста Германа Манкевича с Кевином Спейси в главной роли. За четвертьвековую карьеру Манкевич официально и тайно, на уровне сценарного лекаря (как правило, выравнивал диалоги), поработал над 70 картинами, но в первую очередь помнить его будут как соавтора сценария к «Гражданину Кейну». Интересен несостоявшийся «Манк» не только как очередной, монохромный опять же, сон о старом Голливуде, сценарий биографии написал журналист издания Life Говард Финчер, всё верно, отец Дэвида. 

 

The Goon / Heavy Metal

 

Две давно терзаемые режиссёром комикс-экранизации, одна лучше другой и обе неосуществимые. The Goon, многосерийный комикс о столкновении средней руки мобстеров и сверхъестественного, пытается пролезть на экраны с 2008-го, когда Дэвид Финчер официально стал продюсером и лицом проекта Blur Studio. С тех пор студия выпустила забавный короткометражный мультфильм-превью с Клэнси Брауном и Полом Джиаматти на озвучке, успешно провела кампанию по сбору средств на кикстартере и вновь затихла — похоже, что финансировать нестандартную анимацию желающих немного, даже если за спиной стоит Дэвид Финчер с кнутом.

К новой версии Heavy Metal Финчер подступался опять же в 2008 году и обещал дорогую анимационную антологию, по сегменту в которой снимут (кроме него самого) Зак Снайдер, Гор Вербински, Гильермо дель Торо и вроде как сам патриарх Джеймс Кэмерон. Антология, как и предшественник, предполагалась в эм, в сегменте «для взрослых»: кровь и мат, фигуристые женские тела и бодрый тестостерон. Очевидно, смета и эго вновь не выжили столкновения со студийным пониманием продаваемого продукта — сначала от Heavy Metal отказался Paramount, затем проект выпал из пакета Sony. Права на французский комикс подобрал Роберт Родригес и по результату его последних выступлений (два, с позволения сказать, фильма и сериал) позволим себе сделать исключительно гнусные пророчества.

 

Миссия: Невыполнима — 3

 

Третья, уже забытая всеми часть шпионского франчайза — могила сразу двух режиссёров, Финчера и сменившего его Джо Карнахана, который до сих пор не может прийти в себя, но речь сейчас о другом. Бодрый прокат «Комнаты страха» искупил все грехи постановщика за «Бойцовский клуб», и Дэвида Финчера пустили в высшую лигу чернорабочих с заоблачными бюджетами. После голубятни Джона Ву режиссёр хотел резко сменить тональность серии и сделать из триквела злой и кровавый шпионский триллер с заметно постаревшим и побитым жизнью Итаном Хантом. Но седеть Том Круз был готов для одного лишь Майкла Манна, и вполне угодного студии Финчера быстро сменил Джо Карнахан.

Крузу так понравился его угрюмый «Нарк», что фильм всё-таки выпустили в прокат, а самого Карнахана подтянули снимать первый в его жизни блокбастер. Постановщик не отказался от наработок предшественника, предлагая реалистичный панк-рок-триллер, но слегка сбавил обороты — решили-таки обойтись без крови и седин. Фильм разрабатывался полтора года, на главные роли утвердили Кеннета Брану (злодей), Скарлетт Йоханссон (19 лет) и Кэрри-Энн Мосс. Карнахан покинул режиссёрское кресло прямо перед началом съёмок по тем же причинам, по которым Финчер не стал дожидаться утверждённого сценария. 

 

Джобс

 

Сразу же после смерти Стива Джобса студия Sony Pictures выкупила права на биографию за авторством Уолтера Айзаксона и поручили её адаптацию Аарону Соркину. В 2012 сценарист рассказал о деталях проекта, в частности, пообещал, что сценарий вылечен от хронических заболеваний почти всех голливудских байопиков — картина не будет фрагментарным калейдоскопом всех подвигов (анти)героя, сюжет сконцентрирован всего на трёх важных событиях в жизни Стива Джобса: работе над The Macintosh в 1984, NeXT в 1990 и iPod в 2001. В новостях за февраль 2014 года сообщалось, что Sony повторит успех «Социальной сети» и диалоговый боевик Соркина поставит Дэвид Финчер, который сразу же запросил кубриковские условия труда: нестыдный гонорар, полный контроль над проектом (вплоть до маркетинговой кампании), и единственный, без права оспаривания, актёр на главную роль — Кристиан Бэйл. В Sony пересчитали прибыль от «Девушки с татуировкой дракона» и позвали компромиссного Дэнни Бойла.


Скоротать тяжёлые годы до настоящего «Джобса» поможет трейлер китайской подделки с Кутчером. Или как поможет — усугубит

comments powered by Disqus